Мотивация чтения.

Духовным экстрактом культуры является художественная литература- искусство слова. Чтение её является глубоко личным процессом. Именно чтение художественных произведений чаще всего дети называют чтением для души.
Это о ней они говорят:
"Книги помогают мне познакомиться с людьми, с которыми в реальности я никогда бы не встретился. Они открывают возможность побывать не только в прошлом, но и в будущем".
"Благодаря книге я научилась справляться с плохим настроением. Когда мне бывает грустно, я беру в руки книгу, и плохое настроение улетучивается".

"Когда я читаю интересную книгу, я погружаюсь в какой-то иной мир, мир героев этой книги. Я переживаю за них, радуюсь, восхищаюсь ими. И в этом мире мне становится легче. И мои проблемы уже не кажутся мне такими трудными".
Художественная литература становится для ребенка особенно значимой и необходимой, когда в книге он находит себя. Эффект узнавания — самый сильный аргумент в пользу чтения художественной литературы для подростка, который озабочен поиском своего "я".
Особое значение чтения "для души" имеет поэзия. Иосиф Бродский в своей Нобелевской лекции назвал поэзию высшей формой словесности. Каждый человек, по его мнению, хотя бы в ма¬лой степени должен обладать сердцем, зрением и разумом, присущим поэту. В этом он видит предназначение человека. А чтобы исполнить его, человеку с детства необходимо читать поэзию и получать от нее наслаждение.
Из множества существующих видов и мотивов чтения мы назвали лишь несколько, главным образом те, на которые указывают сами дети. Можно дополнить его перечнем мотивов, которые перечислили французские школьники. Совокупность их представил нам писатель и преподаватель литературы Даниэль Пеннак в упомянутой ранее книге о чтении подростков "Как роман".
Подростки читают затем:
• Чтобы расширить кругозор.
• Чтобы получать информацию.
• Чтобы знать, откуда мы появились.
• Чтобы знать, кто мы.
• Чтобы лучше понимать других.
• Чтобы знать, куда мы идем.
• Чтобы сохранять память о прошлом.
• Чтобы ориентироваться в настоящем.
• Чтобы скоротать время.
• Чтобы укрыться от действительности.
• Чтобы искать смысл жизни.
• Чтобы понять основы нашей цивилизации.
• Чтобы утолять свою любознательность.
• Чтобы повышать культурный уровень.
• Чтобы общаться.
• Чтобы развивать критическое чутье.

Мы вправе думать, что перечисленные мотивы чтения присущи в той или иной степени и нашим школьникам.

На основе материала журнала «Школьная библиотека» № 9-10, 2005 г.

Комментариев нет: