Периодика в нашей жизни.


библиографический урок /6- 7 класс/ 







БИБЛИОТЕКАРЬ: Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас в нашей библиотеке. Сегодня мы поговорим о периодических изданиях. Так что же такое периодическое издание?
(Ребята высказываются.)
В издательском словаре-справочнике есть следующее определение: «Периодическое издание — серийное издание, выпуски которого выходят через равные промежутки времени (ежедневно, через день, раз в неделю, раз в две недели, ежемесячно и так далее), каждый год определенным числом, непов-торяются по содержанию, нумерованы и (или) датированы, однотипно оформлены и имеют одинаковое общее заглавие. Виды периодических изданий: газета, журнал, периодический сборник».
УЧИТЕЛЬ: Как вы считаете, почему так важна периодика в нашей жизни?
(Ребята высказываются.)
Отличие периодического издания от непериодического в том, что оно выходит регулярно и освещает актуальные проблемы.
Сегодня мы поговорим о газетах и журналах, о том, какую роль они играют в нашей жизни.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Сначала проведем небольшой соцопрос. Каждому из вас я дам листок бумаги, на котором вы напишете развер­нутые ответы на вопросы.
Вопросы
  Как часто вы читаете журна­лы и газеты?
  Любите ли вы быть в курсе последних событий науки, политики, общественной жизни?
  Какие газеты и журналы вы читаете?
  Сколько времени вы уделяете чтению периодики?
  Какие периодические издания вы бы хотели почитать, но у вас нет такой возможности?
  Часто ли вы пользуетесь услугами библиотек при чтении периодики?
  Какие газеты больше всего читает население?
  Правильно ли вы выбрали для себя круг чтения периодики?
  Как вы считаете, что важнее — телевидение или газеты и журналы и почему?
  Назовите хотя бы одно специальное периодическое издание, которое вы знаете.
  Какие газеты выходят в нашей местности? Расскажите о них.
  Назовите свое самое любимое издание и объясните, почему оно вам нравится.
  Когда и где появилась первая российская газета?
(Ребята отвечают на вопросы.)
УЧИТЕЛЬ: Еще совсем недавно периодические издания считались чем-то второстепенным. Книга вошла в обиход и стала достоянием массового читателя гораздо раньше, чем газеты и жур­налы. В настоящее время роль периодики в чтении трудно переоценить. Все важнее для нас с вами становятся оперативность, новизна, своевременность получения информации. Поэтому мы с вами должны развить в себе интерес к периодическим изданиям.
БИБЛИОТЕКАРЬ: У опытного читателя периодики обычно формируется круг регулярно читаемых изданий, наиболее отвечающих его интересам. Кроме того, по мере надобности он обращается к газе­там и журналам разного профиля.
Это ядро изданий отнюдь не остается неизменным; оно корректируется при изменении читательских интересов и самих изда­ний, а также при расширении читательского кругозора.
УЧИТЕЛЬ: Круг своих журна­лов и газет никому нельзя порекомендовать, ведь не бывает двух со­вершенно одинаковых людей, с абсолютно идентичными интере­сами, взглядами, мнениями о ми­ре. То, что интересно одному, безразлично другому. Здесь можно ограничиться лишь самыми общими советами.
Выбирают газеты и журналы для чтения обычно с помощью каталогов Роспечати и других справочных изданий, просмотра и чтения журналов и газет в библиоте­ках, киосках, у друзей и знакомых.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Внимательный просмотр каталогов, использование тематических указателей, сведений об учреждении, выпускающем то или иное издание, могут многое сказать читателю о его характерных особенностях. Например, все центральные газеты расскажут читателю о важнейших событиях в нашей стране и за рубежом.
УЧИТЕЛЬ: И все-таки на ка­кую периодику лучше подписаться? Ведь в рассказе об одном и том же событии, явлении будут по-разному расставлены акценты, с разной степенью детализации изложены те или иные факты.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Газеты можно подразделить на центральные и региональные (местные). Наилучший выбор «читаемых» газет должен включать как центральные, так и региональные. Это свидетельствует о том, что читателя волнует не только то, что происходит во всем мире или в нашей стране, но и в родном городе или районе.
Независимо от типа многие газеты рассчитаны на определенный круг читателей: женщины и мужчины, любители садоводства и рыбалки, врачи и учителя. Все это нужно учесть при формировании ядра читаемых газет.
 УЧИТЕЛЬ: Журналы по содержанию бывают общественно-политическими, литературно-художественными, производственно-техническими, научными отраслевыми, научно-популярны­ми, научно-информационными. Они предназначены для разного круга читателей.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Итак, чтобы выбрать газету или журнал для чтения, необходимо четко определить для себя круг периодики, к которой стоит регулярно обращаться, с учетом всех перечисленных особен-ностей. Нередко обращается к большому числу журналов и газет тот, кто не нашел «своего» издания.
Также нужно очень внимательно просматривать ежегодные ката­логи Союзпечати. Может быть, именно так вы найдете тот самый журнал, который словно создан для вас. Чтобы не ошибиться в выборе, удобнее будет просмотреть каждое из изданий за ряд лет в библиотеках, которые регулярно получают десятки, а иногда и сотни периодических изданий.
УЧИТЕЛЬ: Важнейший показатель культуры чтения периодикирегулярность обращения по крайней мере к тем газетам и журналам, которые входят в круг интересов читателя. Это обеспечивает после­довательность и целостность получаемой информации. Особенно это правило относится к газетам. Между тем, как установлено исследованиями, многие читатели, особенно юношеского возраста, не выработали навыка ежедневного чтения газет, систематического просмотра и чтения журналов. Отсюда неумение правильно понять прочитанное, связать отдельные факты, явления и события в еди­ное целое, сопоставить новые сведения с известными.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Как правило, читатель периодики прочитывает и просматривает не более двадцати — тридцати публикаций в каждом номере газеты или журнала. Много это или мало? Вполне достаточно, если он обладает высоким уровнем избирательности, то есть умеет видеть наиболее важное, ценное, значимое. Но обычно объектом внимания становятся лишь второстепенные, но яркие, броские, сенсационные материа­лы и информационные разделы.
Читатель просмотрел програм­му передач, прогноз погоды, но­вости спорта. Он, казалось бы, читал газету, но она так и осталась непрочитанной. Ему не удалось ощутить связь событий со своей жизнью.
УЧИТЕЛЬ: В зарубежной социологии есть понятие «человек-сенсация». Так называют тех, кто ежед-невно поглощает массу разнообразных фактов из всех сфер политики и науки, промышленности и сельс-кого хозяйства, общества и культуры, но каждый из этих фактов воспринимается как независимый. Такой «человек-сенсация», казалось бы, много знает, но у него нет своего мировоззрения, нет общей картины мира. Поэтому следует читать так, чтобы каждый факт был не только усвоен, но и всесторонне осмыслен.
БИБЛИОТЕКАРЬ: При чтении газет и журналов люди обыч­но игнорируют более сложные аналитические статьи. А ведь ана­литические статьи — ключ к пониманию событий и явлений. Они помогают выработать точку зрения.
Разобраться в структуре газеты и журнала, выбрать материал для чтения помогают разделы и рубрики. В любом периодическом издании есть постоянные разделы, которые повторяются в каждом или практически каждом номере. Кроме того, могут помочь само название статьи, ее подзаголовок, шрифт, которым она набрана, место статьи в номере (в начале или в конце). С помощью этих признаков опытный читатель всегда отделит главные темы от второстепенных. Иногда ключом к публикации является иллюстрация.
УЧИТЕЛЬ: Много скажут опытному читателю имя и сведения об авторе. Часто в журналах печатаются довольно подробные сведения об авторах, критиках, переводчиках. Это помогает узнать, какие произведения этого автора изданы в России и где их искать.
А сейчас я дам каждому из вас памятку «Как читать газету?», и вы внимательно ее изучите.


Памятка Как читать газету?  
1.   Старайся читать газеты ежедневно.
2. Читай газету в следующем порядке:
-  прочти сначала «шапки» (большие заголовки);
-  прочитай передовицу газеты: из нее ты узнаешь, что является самим главным в данном номере. Передовица находится на первой полосе газеты или журнала. Она расскажет тебе о первоочередных задачах и проблемах страны во внутренней и внешней политике, науке, технике, культурной жизни. Заголовок передовой статьи всегда четко обозначает ее тему;
-общий просмотр газеты. Его технология сродни просмотру книги, только оглавлением-путеводителем служат рубрики и заголовки;
- в последнюю очередь прочитай заинтересовавшие тебя статью или очерк.
3.    При чтении газет пользуйся географической картой. На ней найди города и государства, о которых сообщается в газете.
4.    Все непонятные слова найди в словаре или запиши, чтобы по­том узнать их значение у препода­вателя или библиотекаря.
5.    Останови свое внимание на фамилии журналиста, на звании или должностном положении автора (статьи непрофессиональных авторов обязательно сопровождаются таковыми). Если указан автор заинтересовавшего тебя материала, увидев в следующий раз на газетной полосе его имя, ты наверняка опять обратишь внимание на его статью.
6.    Все новое, что узнал из газет, расскажи родителям или товарищам.
7. При чтении периодики отмечай материалы, необходимые тебе для раскрытия тех или иных вопросов, вырезай и складывай их в конверты, на которых обозначишь соответствующую проблему. Вырезки эти следует регулярно просматривать, избавляясь от материала устаревшего. Но ты не должен складывать газетные и журнальные вырезки и забывать про них. Прочитанное тобой должно непременно отразиться на уроке, в сочинении, в разговоре...
БИБЛИОТЕКАРЬ: Разумеется, немногие из вас посещают регулярно библиотеки. Нельзя опре­делить одну норму чтения для всех. Для каждого эта норма разная. Главное, чтобы человек раз­бирался в событиях и явлениях мира, в котором он живет, мог выносить объективное суждение о происходящем.
БИБЛИОТЕКАРЬ: В периодических изданиях представлено, огромное многообразие жанров. Сейчас мы разберемся, что такое жанр и каким он бывает.
Хроника — это не имеющие своего заглавия, небольшие, порой однофразовые сообщения о местной текущей жизни. Чаще всего они объединяются под руб­риками: «Хроника», «Отовсюду», «Коротко об интересном» и тому подобными.
УЧИТЕЛЬ: Интервью - жанр публицистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по вопросам, имеющим актуальное общественное значение.
Отчет освещает важные обще­ственно-политические события: съезды, конференции, сессии, со­вещания, митинги и так далее.
Путевые заметки — достоверный и живой, без какого-либо вымысла и домысла рассказ журналиста о своих впечатлениях.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Обзор знакомит читателя с важными событиями за определенный период времени. В обзорах рецензирует­ся, популяризуется, сопоставляется ряд публикаций на одну и ту же тему или проблему в различных изданиях или в одном и том же за определенный период.
Репортаж — информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор.
Корреспонденция — статья или заметка в газете, сообщающая местные сведения, а также сообщение в газету из другого города.
УЧИТЕЛЬ: В статьях осмысливаются, теоретически и практи­чески обобщаются, анализируются явления или группы явлений.
Рецензии анализируют и оценивают произведения литературы и искусства. Очерк — небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.
Фельетон — острая, злободневная, критическая публикация с элементами сатиры и юмора.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Памфлет - развернутая острая критика, рассчитанная на полное разоблачение, уничтожение явления, имеющего ярко выраженные социально-типические черты.
Пародия — сатирическое произведение в прозе или стихах, комически имитирующее, высмеиваю-щее какие-либо черты других литературных произведений.
УЧИТЕЛЬ: Одним из важных свидетельств высокой культуры чтения периодики является жанровое разнообразие читаемых публикаций. Человек образованный должен читать материалы, написанные в различных жанрах. Именно на газетном материале можно отрабатывать навык скорочтения, ориентировки в тексте. На газетном материале легко тренироваться в умении избирать главное. Проверь себя: если, отмечая основные мысли статьи, ты подчеркнул почти все строки, статья не понята.
Человек, постоянно читающий периодику, становится более образованным, у него формируется общая система знаний об окружающем мире. Такой человек в курсе последних событий, даже речь его может измениться, стать более четкой и информативной.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

да, наверно так и есть