ЗАПОВЕДНЫЕ ТРОПЫ ДЕТСТВА

 Праздник, посвященный творчеству А. Л. Барто



Жила в стране советской,
А может, не советской,
А может, в стране детской,
Что тоже хорошо!
Писательница детская!
А может, и не детская.
А может, поэтесса Агния Барто!
Детей она любила!
Для них она творила!
Стихи о них писала,
Давайте их прочтем!
А может, прочитаем,
На сцене их сыграем,
 А может, протанцуем
 И даже пропоем!
Сцена оформлена шарами, игрушками, рисунками. Под музыку па сцену выходят дети. Рыжий клоун подходит к каждому участнику, раз­даёт игрушки: кукол, мячики, машинки, скакалки. Дети играют в игруш­ки, скачут со скакалкой, играют в мяч. Клоун спускается в зал. Подса­живается к ребятам, сидящим в первых рядах, вручает шарики, конфе­ты, гладит по голове. Поднимается на сцену, музыка стихает, ребята оставляют игрушки и, танцуя, весело поют
Ход мероприятия
Первый ведущий. Яркий, добрый, безграничный мир детства! Мир, в котором всё просто и понятно: дружба искрен­няя и на века, смех звонкий и от души, обида - на пять минут. Мир, в котором каждый прожитый и грядущий день наполнены глубинным смыслом. Мир открытий и откровений.
В этом мире идут только теплые дожди, радуга яркая и во весь горизонт, а главное - ты любишь весь этот мир просто за то, что он есть.Но, к сожалению, детство проходит, а вместе с ним исчезает и его волшебный мир.
Второй ведущий. Наш сегодняшний праздник, посвя­щен А. Л. Барто, писательнице, которая сохранила на страницах своих книг картинки мира детства. А. Л. Барто посвятила всю свою жизнь детской поэзии, книги Барто вошли в каждый дом, каждую семью, в каждую школу, а главное, завоевали сердца многих миллионов детей. А ведь это совсем непросто! Мир дет­ства особенен и исключителен, специфичен и, если хотите, экзо­тичен. Он вовсе не похож на мир взрослых.
Первый ведущий. Агнии Барто удалось найти внутрен­нее единство двух миров - взрослого и детского. Ведь в каждом взрослом живёт ребёнок. Сегодня у всех присутствующих взрос­лых есть возможность вновь прикоснуться к миру детства, а у де­тей открыть для себя что-то новое в творчестве Агнии Барто.
Второй ведущий. Итак, начнём путешествие в мир по­эзии Барто!
Для начала поиграем в игру «Продолжи стихотворение». Клоун работает с залом. Следит, кто первый ответил, жмёт руку, хлопает по плечу и т. д.

Уронили мишку... (на пол),
Оторвали мишке... (лапу).
Всё равно... (его не брошу),
Потому что он... (хороший).

Я люблю свою... лошадку).
Причешу ей шерстку... (гладко),
Гребешком приглажу... (хвостик)
И верхом... (поеду в гости).


Нет, напрасно мы решили
Прокатить... (кота в машине).
Кот... (кататься не привык),
Опрокинул... (грузовик).

                                                                                                         Спать пора... (уснул бычок),
Лёг в... (коробку на бочок),
Сонный мишка... (лёг в кровать),
Только слон... (не хочет спать).
Головой... (кивает слон),
Он слонихе... (шлёт поклон).


Первый ведущий. Молодцы, здорово!
Звучит музыка «Топ-топ». Две девочки с кукольными коля­сками и куклами в них движутся по сцене, читают:
Первая девочка.
Едет, едет Настенька
В новенькой коляске,
Открывает ясные,
Новенькие глазки.
Важно, лёжа на спине,
Тянет ножку Настенька:
Мол, иди скорей ко мне,
У меня гимнастика.

Уходят, за ними бежит клоун с соской на шее, беззвучно изо­бражая плачущего ребёнка.
Ведущие. Быстро проносятся годы детства. Ещё совсем недавно вы «агукали» в коляске, а уже... 
Девочка (первоклассница) читает стихотворение
  «Чудеса».
Чудеса! - сказала Люба. -
Шуба длинная была,
В сундуке лежала шуба,
Стала шуба мне мала.

Появляется клоун в детской, тесной ему шубе, знаками по­казывает залу, как она ему мала, недоумевает.
Выходит мальчик постарше (третьеклассник), обнимает де­вочку за плечи и читает стихотворение «Вот так защитник».
Я свою сестрёнку Лиду
Никому не дам в обиду.
Я живу с ней
Очень дружно,
Очень я её люблю.
А когда мне будет нужно,
Я и сам её побью!
Звучит мелодия песни «Ах, Арлекино». Клоун в боксёрских перчатках, в защитной стойке вызывает знаками на бой маль­чишек из зала, как только кто-нибудь соглашается, снимает перчатки, бросает их и убегает...
Ведущие. Вот такой у нас защитник, сестрёнка может не волноваться. Её брат уже школьник.
Ребята, а давайте поиграем в игру «Чему учат в школе?». Правила игры следующие: я буду задавать вопросы на тему «Че­му учат в школе», а вы на ответ «нет» - топаете ногой, на ответ «да» - хлопаете в ладоши. Договорились?
Внимание! В школе учат читать, писать, драться, рисовать, копать картошку, физкультуре, плохим словам, курить, обижать малышей, решать задачи и примеры, водить автомобиль, гру­бить старшим, доброте, красноречию, печь пирожки, любить людей.
Ведущий. Ну что же, молодцы! Большинство из вас зна­ет, чему учат в школе. А теперь...

Выходит клоун с огромным ранцем за плечами. Сгорбился под тяжестью рюкзака, еле его несёт, в руках ещё две сумки. В одной — сменная обувь и спортивная форма. В другой — пласти­лин, краски, палитра, ножницы, пара машин и т. д.
Ведущий. Ты куда же собрался, дружок?
Клоун встает на четвереньки. Но поклажи не бросает, са­дится, вытирает пот.
Ведущий. Что же ты несёшь так тяжело? Можно посмот­реть?
Клоун в изнеможении кивает.
 Ведущий (открывает ранец). Сколько книжек и тетра­дей! А тут что?
Клоун выкладывает содержимое сумок в кучу, получается небольшая горка.
 Ведущий. Ав каком же ты классе учишься? Клоун отрицательно качает головой.
Ведущий. Ты ещё не ходишь в школу? Странно.
Клоун сгребает своё имущество и устало уходит.
Выходят три чтеца, два мальчика и одна девочка (второй класс), читают
стихотворение «В школу».
Первый мальчик.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому, что он сегодня
Поступает в первый класс.
Девочка.              
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок,
У него на новой куртке
Отложной воротничок.
Второй мальчик.
Он проснулся ночью тёмной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Девочка.
Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал,
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.
Первый мальчик.
Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок.
Второй мальчик.
Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.
Девочка.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Мальчики (хором).   Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
 Звучит аудиозапись песни «Наташка-первоклашка». На сцене идут приготовления к сценке: расстилают коврик, на нём распо­лагают самые разнообразные игрушки, табуретки, букварь.
Участники: девочка-первоклассница, мальчик Серёжа, клоун.
Сценка:
Выходит девочка, держа младшего брата за руку. Усажи­вает его на стул, напротив садится сама, в руках держит бук­варь и рассказывает залу.
Стихотворение «Я выросла»
Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Серёже подарю.
Брат улыбается, радуется. Девочка встаёт со стула, уса­живается на коврик, берёт игрушечную посуду, зайца, кор­мит его:
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
 Заяц нужен мне самой
 -Ничего, что он хромой
Мальчик берёт медведя, девочка отнимает, клоун берёт куклу, девочка отнимает:
А медведь измазан слишком,
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст её мальчишкам
Или бросит под кровать.
Берёт в руки паровоз, катает его по полу, клоуну и Серёэ/се играть не даёт, они обижены:
Паровоз отдать Серёже? (Клоун кивает: да, да, да.)
Он плохой, без колеса...
И потом: мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек
-Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Серёже
Ничего не подарю.
Ведущий. Ребята, а кто из вас умеет удить рыбу? Все? Вы думаете, это так просто? Тогда приглашаем на сцену двоих уча­стников.
Клоун с удочкой, сачком и ведром направляется к ведущему.
Ведущий. И ты хочешь поучаствовать? Хорошо, ты пока поговори с ребятами, а я займусь приготовлением.
Пока идут приготовления, клоун жестами показывает, как он был на рыбалке, сколько и какой поймал рыбы, ребята пы­таются разгадать, о чём он говорит.
Игра «Рыбалка»:
Дети с удочками (карандаш с привязанным на веревочку грузом- гайкой) перед пластиковыми бутылками с водой, задание – запусти в бутылку гайку.
Правила игры:
Звучит аудиозапись песни на стихи А. Барто «Любитель-рыболов», или её поют сами дети. Во время исполнения припева ребята ходят вокруг бутылки, во время запева начинают «ло­вить рыбу», клоун тоже принимает участие в рыбалке, смешит участников. Победитель тот, кто больше выловит предметов из бассейна.
С утра сидит на озере
Любитель-рыболов,
Сидит, мурлычет песенку,
А песенка без слов.
Припев. Траля-ля-ля, траля-ля-ля,
          Траля-ля-ля,
Траля-ля-ля, траля-ля-ля,
Траля-ля-ля.
                   А песенка чудесная:
                   И радость в ней, и грусть.
И знает эту песенку
Вся рыба наизусть.
Припев.
Ведущий. Школьные годы длятся долго, целых одинна­дцать лет. Всякое происходит за это время с учениками. Вот Пе­тя, например, даже дома не отдыхает от занятий.
Инсценирование стихотворения «Петя утомлён».
Действующие лица: мама, Петя, клоун.
Ведущий. Петя взял «Родную речь»,
           На диван решил прилечь.
Петя (слабым голосом). Дайте что-нибудь принять,
Витамины, что ли...
Слабость чувствовал опять
Я сегодня в школе.
Ведущий. Мать меняется в лице,
Витамины А, В, С
Предлагает Пете. (Трогает лоб, подносит воды.)
Мать (тревожно, убедительно).
Витамины А, В, С
Очень любят дети! Клоун тоже предлагает Пете витамины, в руках его боль­шой термометр, где на шкале написано «Лень».
Ведущий. Мать на Петеньку глядит
И, вздохнув украдкой, Просит:
Мать. Больше не сиди
Долго над тетрадкой.
Петя. Что ж, пожалуй, ты права, -
Ведущий. Стонет хитрый малый.
Петя (сладко зевая, поворачиваясь на бок).
Отдохну часочка два...
 Я такой усталый.
Ведущий.    Сунул в шкаф «Родную речь»,
И гора свалилась с плеч.
Витамины А, Б, С
 Катает кошка на крыльце.
Клоун подносит к уху Пети будильник, он похрапывает.
Ведущий. У детства свои законы, это особенный, вол­шебный период жизни, в нём всё время происходят чудеса.
Стихотворение «Я расту» 
А я не знал, что я расту
Всё время, каждый час.
Я сел на стул,
Но я расту,
Расту, шагая в класс.
Расту,
Когда гляжу в окно,
Расту,
Когда сижу в кино,
Когда светло,
Когда темно, расту,
Расту я всё равно.
Расту и в дождик,
И в мороз,
Уже я маму
Перерос!
Клоун с линейкой или сантиметром измеряет участников, спускается в зал, предлагает измерить рост.
Звучит музыка. По сцене гуляют девочки: смеются, скачут со скакалкой, болтают по очереди, иногда перебивая друг друга, как это бывает в обычной девичьей болтовне. Читают стихи.
1-я девочка (с зеркалом, рассматривает на лице вес­нушки).
У меня же на носу
Рыжие веснушки,
Портят всю мою красу
Рыжие веснушки.
Я их тру, я их свожу,
Я от них с ума схожу!

2-я девочка.
У нас Наташа модница,
Ей нелегко приходится!
У Наташи каблуки,
Как у взрослых, высоки.
Бедняжка! Вот страдалица -
Идёт, чуть-чуть не валится.

3-я девочка.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Мальчик отчаянно пробирается в центр сцены, натыкаясь на девчонок. Лицо презрительное и раздражённое, наконец-таки он выбирается и начинает читать
стихотворение «Ал­лергия».
Повсюду, повсюду
Встречаю девчонок,
Косматых красавиц,
Собой увлечённых.
Одна - ангелочек,
Другая - волчонок.
А мне не нужны
Ни одни, ни другие,
У меня аллергия
От них, Аллергия!

Везде их встречаю:
И рыжих, и русых,
В каких-то цепочках,
Брелочках и бусах.
Я твёрдо решил - замечать их не буду,
Но вижу повсюду девчонок,
Повсюду!
Но вы не нужны мне,
Мои дорогие,
У меня аллергия
От вас!
Аллергия!

Ведущий. Ну вот, возникают новые проблемы. А ещё со­всем недавно он играл с девочками в песочнице и никакой ал­лергией и не пахло! Игрушки скучают на полке, мячики зады­хаются на антресолях, что же происходит? Дети взрослеют.

Звучит песня на мелодию «Золушка», могут исполнять не­сколько девочек по куплету.
1. Хоть поверьте, хоть проверьте,
Но вчера приснилось мне,
Будто снова оказалась
Я в детсадовском дворе.
Там светило солнце ярко,
Там звучал мой громкий смех,
Потому что на скакалке
Я скакала лучше всех.
Припев: Пара-ру-рам, Пара-ра-рам...

2. Хоть поверьте, хоть проверьте,
Я шагала под дождём
И заброшенного зайку
Укрывала под зонтом.
Покалеченному мишке
Лапу я пришить смогла!
Он теперь красивый слишком,
Так решила детвора.
Припев.
3. Хоть поверьте, хоть проверьте,
Я гуляла не спеша,
А за мной ходил повсюду Вовка - добрая душа, Чтоб не плакала Танюша, Вова мячик ей достал, Починил мальчишкам клюшку И куда-то убежал.
Припев.
4. Хоть поверьте, хоть проверьте,
Я гуляла допоздна,
Мама с папой не сердились,
Не кричали из окна.
А когда мой сон растаял
И умчался далеко,
На кровати, под подушкой,
Томик я нашла Барто.
Припев.
Во время пения клоун садится на край сцены и пускает мыльные пузыри.
На сцену выходит мальчик с одним словарём (толковым) в руке, с другим словарём под мышкой, читает:
Не удивляйтесь - я влюблён,
Хотя и сам я удивлён,
Понять не в состоянии,
В каком я состоянии.
Влюблённый, удивленный,
Хожу я за Алёной,
За шапочкой зелёной.
На скамейке сидит девочка в зелёной шапочке.
Я с ней недавно во дворе
Случайно рядом сел,
И вот ищу я в словаре
Слова на букву «Л»:
«Любовь», «Любить»,
«Любимым быть».
Я изучаю вновь и вновь:
«Любить - испытывать любовь».
Нет, я, по правде говоря
И начитавшись словаря,
Понять не в состоянии,
В каком я состоянии.
      Девочка встаёт и уходит, мальчик идёт за пей вслед, говоря:
Влюблённый, удивленный,
Хожу я за Алёной,
За шапочкой зелёной.

Ведущий. Вот так, кто за зелёной шапочкой, кто за крас­ным бантом, и убегаем мы из детства, волшебной страны, где все счастливы.
Все участники выходят на сцену и поют заключительную песню, клоун стоит впереди, держит в руках воздушный шарик в виде сердца, раздаёт всем воздушные поцелуи, машет рукой и уходит, на спине его табличка «Детство».
Исполняется песня на мотив «Пропала собака».
Доносится эхо из звонкого детства,
В него возвратиться не сможет никто.
Шепнем по секрету, есть верное средство:
Читать надо книжки со стихами Барто!
На каждой страничке - урок бескорыстия,
На каждой страничке - рецепт доброты.
Открыта дорога к великим открытиям,
Открыта дорога к приближению мечты!
Листаются годы, как книги странички,
Скрипит по бумаге устало перо.
Давно уже в прошлом вихры и косички,
Уже ты читаешь сынишке - Барто.

Ведущий. Ну вот наша экскурсия в мир детства, подарен­ный нам А. Л. Барто в своих произведениях, закончена. Нам было приятно путешествовать вместе с вами. Читайте книги А. Барто, и ваша жизнь наполнится добром. До новых встреч!


 Использован материал книги: Путешествие в Читай- город: сценарии мероприятий, библиотечные уроки 1- 4 классы/автор- составитель З.А. Чурикова, М.А. Багаева, И.А. Хапилина.- Волгоград: Учитель, 2009- 173 с.