Любимый детский писатель, мультипликатор.



Александр Ефимович Курляндский
 родился 1 июля 1938 года в Москве. В 1961 году он окончил Московский инженерно-строительный институт имени В.Куйбышева. С 1964 года Александр Курляндский профессионально занимается литературой. Известность он получил как автор сценариев к мультфильмам, главное - как создатель популярнейшего сериала "Ну, погоди!". Стоит отметить, что именно этот мультфильм стал его дебютом в мультипликации. Кроме того, Александр Курляндский придумал таких персонажей, как Великолепный Гоша и Блудный Попугай, он - автор сценариев "Только для взрослых", "Спасибо, аист!", "Баба-Яга против", "Встречайте бабушку" и целого ряда книг и произведений для детей.




Персона. Александр Курляндский: в ожидании знаменательного момента.

Писателя-сатирика Александра Курляндского "литературная газета" знает давно - он долгое время печатался в "клубе 12 стульев".
Сценариста Курляндского знают все аниматоры по сценариям к мультфильмам "ну, погоди!", "возвращение блудного попугая", "великолепный гоша", к "ералашу" и "фитилю". Ну а все дети знают Курляндского-сказочника, у него уже вышло несколько детских книг.
И вот совсем недавно появилась новая - " в зоопарке ремонт".Какой Курляндский больше нравится вам - выбирайте сами.

- Откуда ваши герои?
- оттуда же, откуда и я - из Москвы. Вместе со мной они росли, немного хулиганили, немного учились, а потом перебрались в мультики и книжки.
В школе у меня было два дневника. Один для любимых предметов, по которым я получал всегда пятерки, - физика, геометрия, алгебра. А для плохих оценок у меня был второй дневник, родители его никогда не видели. В школе я начал писать - выпускал сатирический рукописный журнал "клизма", там были смешные истории и стихи, шаржи на учителей. Он ходил по рукам, пользуясь огромной популярностью. На одном уроке ребята слишком громко смеялись над моими шутками, журнал попал в руки классной руководительницы, и она вызвала в школу родителей. Так мама с папой узнали о моем творчестве.
Поначалу, как и все в те времена, я хотел стать космонавтом, но стал детским писателем. Хотя детским писателем становиться не собирался - в армии строил секретные объекты, потом писал юморески для сатириков. Тогда работали две известные творческие пары успенский - камов и курляндский - хайт. Иногда мы работали вместе. На союзмультфильм нас привел эдуард успенский - он уже успел прославиться со своим чебурашкой. Первые семь серий "ну, погоди!" мы делали втроем - камов, хайт и я. Кстати, автором реплики "ну, погоди!" был феликс камов. Когда мы придумали волка и зайца, многие режиссеры отказывались снимать про них фильм - боялись цензуры. Один котеночкин согласился. С ним мы и начали работать.

- Сценарии писать закончили, взялись за книжки?

- да, у меня уже вышло несколько книг - продолжение приключений волка и зайца, трилогия про попугая Кешку, кота Василия, ворону Клару. Это уже отдельные истории, совсем не похожие на сценарии. "В зоопарке ремонт" совсем новенькая книжка. Когда-то давным-давно режиссер натан лернер сделал кукольный мультфильм "в зоопарке ремонт". Задумывался он как сериал, несколько новелл. Но сняли только одну серию - про жирафа.
Остальные истории так и остались ждать своего часа. Но самое интересное, когда составлялась книжка, новелла про жирафа в нее не вошла. Зато там есть похожая, немного грустная история про слона. А вообще я специалист не только по животному миру и насекомым. Мне и люди интересны. У меня вышло несколько юмористических книжек, иронический детектив "тайны кремлевских подземелий", где главного героя зовут николай борисович елкин.
И вот совсем недавно я написал повесть "чуки-куки", где придумал совсем новых героев, которых еще не было ни на телевидении, ни в книжках.

- Как сейчас живется известному писателю и сценаристу?
- сейчас у меня не такое уж и "сытое" время. Когда перестали снимать мультики, свернулось кинопроизводство и наш кинорынок сократился до размеров России, стало очень сложно. Если что-то и ставят, то деньги не платят, если что-то показывают, то авторские я не получаю. Вообще, есть "несколько" курляндских. Один пишет детские книжки и сценарии для мультфильмов, другой пишет то, что ближе душе - повести. Еще один курляндский рисует. Во взрослых повестях я как бы расту, творчески совершенствуюсь. Когда-то с хайтом мы писали репризы, коротенькие рассказы, потом появились повести, пьесы. Вышла моя с успенским книга "последний чемпион земли". Это как шаги по ступенькам.

- Вам предлагали написать сценарий для какого-нибудь государственного праздника?
- это было очень давно. В "молодые голодные годы" мы с хайтом сидели в гостинице в смоленске и писали для филармонии концертную программу. Вдруг открывается дверь, входит успенский (он нашел нас в смоленске в гостинице!) и говорит: "я получил заказ на кремлевскую новогоднюю елку".
Тогда было все строго - залп авроры, зажигающий елку, - ничего более фантастического и яркого не разрешалось. А мы придумали елку с пиратами, роботами, змеем горынычем, приключениями, погонями. Нас чуть не завалили, написали тридцать пунктов возражений, среди них был один: "дети любят шутку и смех". Тогда нам удалось многое отстоять. А сейчас никуда не приглашают - я не был известен как писатель, воспевающий власть, поэтому обо мне особенно не говорят.

- Говорят, что, помимо того, что вы хороший писатель и сценарист, вы еще и хорошо готовите...
- Да, я люблю готовить и делаю это хорошо. Как-то на передаче макаревича я сделал такое харчо, что его съели в один момент. Все это пошло с того, что как- то летом я остался один, холодильник был пустым. Я оторвался от пишущей машинки, вышел на улицу, купил мясо, какой-то зелени, брынзу. Сварил бульон и заправил его брынзой. Она там растворилась, и получилось очень вкусно.
Оказалось, что я выдумал традиционный чешский суп. Так все и идет - что-то к чему-то добавляю, соединяю вроде бы несоединимые вещи. Иногда получаются очень интересные вещи.

- У вас есть произведение, которое вы считаете самым успешным?
- когда-то очень давно я был в Болгарии и купил там бутылку коньяка "меtаха". Решил, что открою ее в самый торжественный момент, когда будет очень большое событие. Я не открыл ее ни после вручения государственной премии, ни после всех успехов "ну, погоди!" и "кеши", ни после моих спектаклей или первых книг. В конце концов я про нее забыл. И нашел совсем недавно за какими-то коробками, где она пролежала двадцать лет. И, честно говоря, мне хочется, чтобы в будущем еще произошло событие, ради которого стоило бы выпить эту бутылку.

- С телевидением у вас не очень получается дружить...
- Я не очень люблю наше телевидение. Я не люблю мочиловку, драки, грубость. Я от этого устаю. Надо все каналы разделить: на одном - детективы, на другом - политика, на третьем - про любовь, на четвертом, как щи варить. А когда все это смешано, когда не пойми что - это утомляет. Человек приходит с работы уставший, а ему к ужину преподносят трупы и убийства - противно. В нашей жизни должно быть больше доброго, веселого и смешного. К тому же что-то я могу себе позволить, а что-то нет, до какого-то уровня я не опущусь - писать для низкопробных программ я не стану.

- У вас есть неосуществленная мечта?

- я бы хотел иметь свою анимационную студию, где мог бы снимать мультфильмы по своим идеям - все-таки я чувствую себя достаточно сильным, разбирающимся в этой области. Там бы я обязательно сделал фильм по моей новой повести "чуки-куки".

Елена Усачева.






Ну, погоди! №2 (60), 2009

Комментариев нет: